Сбер обслуживает более 200 млн банковских карт и 2 млн торговых терминалов, а нагрузка на платформу процессинга транзакционного бизнеса доходит до 50 000 операций в секунду. Для того чтобы справляться с таким объемом, банк должен обладать мощным процессинговым центром и надежным эквайрингом. Задача состояла в разработке процессингового решения на базе собственных технологий и плавной миграции с Oracle и GridGain на отечественное программное обеспечение при снижении ресурсозатрат. В условиях импортозамещения были необходимы инструменты, позволяющие не просто перейти на российское ПО, но и сохранить или даже повысить уровень качества, которого раньше добивались с помощью зарубежных аналогов.
В рамках масштабной программы импортозамещения Сбер выстроил новую архитектуру процессинга на двух отечественных СУБД — Platform V DataGrid и Platform V Pangolin DB.
Platform V DataGrid представляет собой резидентную СУБД и позволяет хранить данные в различных форматах без необходимости заранее определять их структуру. Благодаря этому решение может использоваться в высоконагруженных системах всех классов критичности с транзакционным профилем нагрузки. Например, в финансовых системах с большим объемом транзакций, сервисах бронирования билетов, крупных маркетплейсах и биллинговых системах. Такой тип СУБД гарантирует высокую скорость обработки операций и внедрения изменений. Решение позволяет строить надежные приложения для быстрой обработки больших объемов данных, способные стабильно работать даже в условиях резкого увеличения числа пользовательских запросов. Например, в период распродаж и специальных предложений, когда нагрузка на сервисы многократно возрастает.
Как нереляционная СУБД, Platform V DataGrid имеет свою специфику, связанную с отсутствием стандартизированных инструментов разработки и отладки. Это требует от компаний пересмотра подходов к архитектуре приложений и доработки ПО, изначально ориентированного на реляционный тип систем. Для внедрения Platform V DataGrid в свою инфраструктуру Сбер не только кастомизировал саму СУБД, но и адаптировал к ней уже имеющиеся ИТ-системы и инструменты, а также внес необходимые изменения в свои процессы разработки и эксплуатации.
Сегодня Platform V DataGrid выступает ядром процессинговой платформы Сбера и используется для хранения основной информации по картам, авторизации транзакций, высоконагруженных in-memory операций. СУБД предназначена для работы с большими объемами данных в памяти, обеспечивает горизонтальное масштабирование и высокую отказоустойчивость. Необходимый потенциал для масштабирования достигается за счет шардирования — распределения данных по разным независимым серверам СУБД, что гарантирует возможность для роста платформы в условиях увеличения числа клиентов.
Platform V Pangolin DB используется для работы с критичными задачами, предполагающими обработку большого количества транзакций в режиме реального времени, где ключевыми факторами являются скорость, надежность и целостность данных. К таким задачам относятся обработка финансовых операций, формирование проводок, начисление комиссий, отчетность, долговременное хранение транзакционной информации. Эта СУБД оптимизирована под критические бизнес-процессы Сбера и поддерживает стабильность систем.
Таким образом, на базе Platform V DataGrid построен слой процессинга Сбера, отвечающий за авторизацию и подтверждение транзакций, а Platform V Pangolin DB обеспечивает выполнение бизнес-логики, формирование отчетности, хранение данных и их выгрузку во внешние системы.
Ключевая цель перехода на российские СУБД заключалась не просто в миграции, а в модернизации ИТ-архитектуры Сбера и устранении технологических долгов. До перехода многие приложения процессинговой платформы имели логику, глубоко завязанную на специфических возможностях Oracle. Требовался основательный рефакторинг, а для ряда систем — почти полная переработка архитектуры.
Команды Сбера и СберТеха работали в тесной связке, устраняя критические помехи. Для минимизации рисков миграция проводилась поэтапно, с использованием специальных инструментов переноса данных. Особое внимание уделялось тому, чтобы ни один клиент не заметил изменений в работе сервисов ни при переносе данных, ни при работе на новой архитектуре.
«Вопрос импортозамещения является для Сбера приоритетным. Наш новый процессинг отличается высочайшей надежностью и удобным функционалом. Это на 100% отечественное решение — еще один шаг к достижению технологического суверенитета России. Нам было важно не просто перевести карты на новую платформу, но и сделать это незаметно для клиентов, чтобы они не испытали никаких неудобств. Наша команда справилась. Миграция дебетовых карт прошла бесшовно, а кредитных карт — через их бесплатный перевыпуск, причем с более выгодными условиями»
Кирилл ЦарёвПервый заместитель Председателя Правления Сбербанка
Крупнейший банк страны не просто перешел на российские технологии, но и смог достичь важных бизнес-преимуществ, а также обеспечить работу под высокой, постоянно растущей нагрузкой. Понимая важность вопроса импортозамещения для российского бизнеса, СберТех готов делиться своими решениями и экспертизой со всем рынком.